Новый европейский рекорд на дальность 412.4 км


Вчера 20.06.2013 харьковский пилот Михаил "migg" Гончаров-Горянский установил новый европейский рекорд полета на дальность (пока не официальный). Пролетев от с. Кириковка Харьковской области до побережья Азовского моря г.Бердянск 412.4 км (линейная дальность), длительность полета составила чуть более восьми с половиной часов.

Отчет пилота:

Мечты сбываются или далёко ль до моря…

Отчет такой же длиииинннный как и маршрут - не обессудьте.


Мечта пролететь 400 км у нас на равнине появилась 2 года назад, когда пролетел 325 км за 8 часов с хвостиком и сел на планерном аэродроме в Токмаке. Эпический полет. Из-за него я почти весь 2012 год летал на планерах. Уже потом узнал, что не долетел всего 6 км до рекорда Европы! Не буду вдаваться в арифметику, но уже тогда стало понятно, что есть запас и по времени полета и по силе ветра.


После прохождения сильного холодного фронта (обычно на 2-й и 3-й день) у нас бывают редкие условия, когда на большой территории дует бодрый ветерок и стоит база от 1500-1700 метров с утра до 2500 к вечеру, длина летного дня при этом доходит до 8-9 часов, а возможно и до 9,5 часов (это пока не проверено)
Ряд полетов, которые были сделаны за 4 года в сумме давали однозначную оценку, что 400 км – это возможно. Пару раз летелось очень быстро – больше 50 км за час, пару раз летелось долго – 7-8 часов. Арифметика проста: 8 часов помножить на 50 км/ч и мы в дамках! Вуаля – 400 км. Вроде теоретически выглядит реально, а практически почему-то только в Бразилии и в Сахаре. В Бразилии – ценой летного дня в 10-12 часов, в Сахаре – ценой базы в 5000, сильных потоков и ветрюгана. У нас нет ни того, ни другого. Но ведь 8х50=400?!


Каждый раз с начала этого сезона, когда прогноз показывал прохождение холодного фронта и сильный ветер, я с замиранием сердца смотрел как прогноз теряет силу, как фронт отменяется… Знаю, что планеристы рекордную погоду ждут годами, поэтому не сильно расстраивался.


7 мая получилось сделать генеральную репетицию – пролетел 275 км:

Отличный интересный полет!


Наконец, неделю назад прогноз уверенно стал показывать, что после мощного холодного фронта будет несколько дней дуть сильный ветер. ВАУ! Каждый вечер я стал час-другой просиживать за картами погоды. Самое смешное, что выезд чуть не сорвался. Погода выглядела одинаково хорошо на два дня – на среду и на четверг. Среда – сильнее ветер, четверг – чуть выше база. Упс, что выбрать?!


Во-первых, направление ветра жутко неудобное (точно на город) – нам пришлось выезжать на дорогу, которую мы пробовали единственный раз 3 года назад – вслепую – не зная какие подсолнухи там растут. Во-вторых, во вторник случился форс-мажор на работе, который категорически требовал моего присутствия в среду. Весь день мои коллеги наблюдали, как я бился головой о стену, каждые 5 минут выглядывая в окно. В среду погода началась в 9-40, а закончилась после 19 часов. И ветер свистел в проводах, раскачивая деревья. Облака пухлые – стритами и шапками высотой по 500-600 метров, хорошего правильного сизого цвета. Короче – к вечеру я совсем извелся.


Утром в четверг в 7 утра мы выехали маленькой командой на полеты. В 9 утра мы были на старте. Слава Богу – кукуруза только с одной стороны! Настроение у всех бодрое – позитивное – оптимистичное. Шутки-прибаутки: предполетная суета. Обсудили полетный план, запретные зоны по ходу возможного маршрута.
Погода началась в 10 утра. Отличная погода – солнечно, облачно и тепло! Тут же запустили Валеру на разведку – он все равно не собирался далеко улетать. Он забыл рацию, я отдал ему свою – все равно не люблю в нее болтать.


Когда я увидел, как Валера медленно, но уверенно выкручивает, я махнул рукой, на то, что вроде как рановато-стремновато и решил стартовать. А сам шепотом настраиваю себя на то, что надо не спешить первые полтора-два часа. Как сказал Игорь Волков: «взлететь пораньше и потихоньку, потихоньку…» Давно заметил, что если не сажусь в первые два часа полета, то обычно лечу уже не меньше 5 часов.


Стартую, вот блин – забыл застегнуть кокон. Ветер бодрый, подъем от старта почти вертикально вверх, машина почти не едет. Спокойно дождался, когда высота перевалила за 700 метров и отцепился. Застегнул развевающиеся фалды кокона. Повернул к ближайшему облачку. Немного порыскав под облачком, нашел поточек! Сразу вполне себе уверенные 1-2 м/с, которые вынесли меня под базу в 1600 метров над рельефом. Хм… А нормальная база для 10 утра, я был готов к худшему.


Сразу напомнил себе, что расслабляться нельзя – опыт показывает, что до 12 часов дня обычно погода нестабильная.


Ветер с утра был очень бодрый почти 10 м/с на высоте. И я не спеша полетел себе на ЮВЮ через всю Украину. То есть я думал, что не спеша. Полетел как обычно – надежно – терпеливо выбирая каждый метр из несильных равнинных потоков. Несмотря на сильный ветер, колбасило в течении всего дня не так уж и сильно – иногда хлопали уши под базой, иногда сильная болтанка по тангажу и крену. Не люблю лететь на акселераторе. Несмотря на то, что меня никогда на нем не складывало, я его редко юзаю – только в сливах, которых было в этот раз на удивление не так уж много.


В итоге спустя час полета увидел, что улетел почти на 45 км – для утра – ОГОГО!!! Для утра – очень круто! Пролетел над знакомой до боли летанной-перелетанной Киевской трассой.


Видимость фантастическая, облака – красивые, база понемножку поднялась. Потоки стали увереннее. Облака быстро расползались по ширине – но почти всегда удавалось найти хоть что-то, хоть где-то. И стриты – длинные гряды – поначалу это были именно классические стриты из более-менее отдельных башенок высотой примерно в 300-600 метров. Ветер немного ослабел примерно до 8 м/с. Постепенно ближе к середине дня стриты стали соединяться в многокилометровые длиииинннные облачные поля угрюмого серого цвета. Местами цеплял слегка подошвы облаков – там сильно болтало. Средняя скорость дошла почти до 50 км/ч.


Усталость от тяжелой рабочей недели стала сказываться уже не 3-й час полета – приходилось постоянно концентрировать внимание.


Спустя 4 часа уже почти 200 км. Я поставил цель на ЖПСе – Бердянск (уж не знаю почему) – но увидел, что дотуда - ОГО - больше, чем 200 км, и поменял точку на городок поближе. Как-то мне это показалось уютнее.


Вот он город – Павлоград вдали... Подошла криза. Я ее осознал довольно рано – облака стали рассыпчастые со слабыми редкими зонами подъема. Впереди стрит обрывался и зияла широкая голубая дыра. Короткие потоки упирались в инверсию и не доходили до облаков. Этого не видно на треке из-за ветра, но я заметался как летучая мышь вправо-влево-назад-вперед в поисках потоков и высоты. Траверз Павлограда я в итоге проходил почти 40 минут. Этот город я запомню надолго.


Прикольно в такой сильный ветер на высоте за 1000 метров заниматься классическим равнинным выживанием и выжиданием. Наконец впереди выстрелило слабое облако и я рванул под него. Фух – поточек, ура – слабый, но конкретный, а впереди – новый уверенный стрит и где-то там вдали справа огромная вода… Что это – неужели уже море?! Нет! Пока это было огромное Каховское водохранилище!


200 км! УРРАА! В этом полете я истошно вопил УРА и ВАУ ужас сколько раз!


250 км – УРРЯЯЯ!!! И облачные поля – к 16 часам дня они окончательно вытеснили обычную облачность. Работать с ними поначалу было неплохо – уж где-то под этими многокилометровыми образованиями да находился поток, зато были также отрезки, где на большой территории слегка поддерживало. А сливы были только слабые.


Подходя к заветной цифре 300 км, вдруг впервые понял, что есть шанс таки не только побить свой личный рекорд, но и побить тот самый пресловутый рекорд Европы в 331 км, которого не достиг 2 года назад.


Глядя на направление стрита, я окончательно поставил целью город Бердянск. До него было еще больше сотни км и было понятно, что долететь до него – это надо не только постараться, но и надо поймать удачу и везение, но тем не менее…


Здорово, что под ногами больше 100 км шла небольшая трасса, и параллельно ей тянулось почти бесконечное облачное поле. Погода стала понемногу мрачнеть и слабеть, а может это просто мне так казалось, потому что нервы стали понемногу сдавать: чем ближе к цифре 300 км, тем сильнее.
Я все всматривался в горизонт в надежде увидеть заветное море. Я еще не верил, что смогу его увидеть и уговаривал себя, что уже неплохо полетал в общем-то, но уговаривалось слабо.


Когда примерно в 16-30 я пересек цифру в 300 км – это было фантастическое ощущение – 300 км за 6 часов и 10 минут – это круто!!! ВАУУУУУ!!! УРРРААА! Оглашенный вопль снова разнесся над степью!


Тут начались качели, когда думаешь так: возьму еще один поток и долечу скорее всего до 325 км. Ура! Взял поток! Леееетиииииммм!!! Вдруг пошел дождь, сначала несильный, потом под базой он стал снежной крупой, которая ссыпалась по приборам и стучала по очкам. Елки-палки! Это зачем?!


На приборе уже приближалась заветная цифра в 325 км! УРАААА!!! СУПЕРРРР!!! Я снова пугал ворон своими криками. 325 км! В какой-то момент понял, что рекорд Европы – вот он – через 7-8 минут полета.


И в этот момент – я увидел таки МОРЕ! Дык я таки его увидел! Оно разлилось от края до края горизонта передо мной далеко впереди. Море притягивало словно магнит. Красотища!


На ЖПСЕ появилась заветная цифра в 331 км. И снова я орал во все горло: воинственное УРАА и ВАУ!!! Почему-то фантазия не подсказала других оригинальных криков. Наверное я таки устал – шел седьмой час полета в напряжении и внимании. Иногда, набирая в потоке, стал терять ощущение направления. Пришлось чаще пользоваться ЖПСом.


База еще поднялась – сухая приазовская степь выплюнула меня в бодром четверочном потоке на 3200 метров. Я даже не заметил, что поток был на удивление жутко колбасный. Я понял, что цифра в 350 км – у меня за пазухой. И снова над украинской степью разнесся тот же самый истошный и однообразный крик – ВАУ! И УРА!!! Горло уже слегка сипело. Но я таки набирал полную грудь воздуха и орал во всю глотку. Слушать все равно было некому.


В полшестого вечера погода решила сдохнуть. Все пространство до Бердянска закрылось сплошной огромной тучей, под которой царили сплошные -2 м/с и там в итоге я так больше и не нашел ничего, кроме дождя. Я пошел к солнечному краю, в надежде там отыскать хоть что-то. Где-то на 365-м километре я нашел это хоть что-то – слабый пузырь, который вначале подарил надежду, а потом тихо сдох и вот тут я чуть не ошибся – я бросил пузырь, который превратился в -0,5 и улетел вперед.


Фиг его знает, какой дух нашептал мне, что надо вернуться, потому что когда спустя несколько минут я вернулся назад к сдохшему пузырю, я попал в нормальный 1 м/с, который постепенно усилился до 1,5 м/с и стал меня возносить понемножку вверх. И тут пошел дождь. Не дождик, а реальный – ДОЖДЬ! Приборы и очки быстро залило каплями воды. Вот блин! А я уже поверил, что могувозможноеслиповезет дотянуть до 400 км.


Сразу начался внутренний конфликт с руганью, матами и пощечинами – конфликт между страхом намокания купола и желанием дотянуть до 400 км. И страх победил. С высоты 2000 на удалении 370 км, я бросил поток с горьким сожалением и пошел к дороге, освещенной низким солнцем. А море – было совсем близко. Но я точно знал, что с этой высоты до 400 – не долечу! Так и получилось – я шел и шел, и терял высоту метр за метром.


На удалении 391 км, я прошел над деревушкой и огромной фермой, на которую очень надеялся, как на триггер. ГОЛЯК!!! На 392 км – что-то слегка пузырьнуло – я крутнулся в -0,5 и полетел дальше, на 393 км - снова что-то пузырьнуло – я снова крутнулся – ни фига! Высота 300 метров абсолютки. Одно радовало, что рельеф низкий – я же недалеко от моря. Я повернул к трассе, присматривая место для посадки… На ЖПСЕ – 394 км – ЭХХХХ…. ОХХХХХ… АХХХХ…. УХХХХХ…..ЫХХХХХ…. Не дотянуть каких-то 4-5 км до 400 км – вот блин облом…


И тут вдруг крыло что-то почуяло. Словно охотничий пес, оно почуяло запах пузыря. В этом полете этот пес, как никогда много раз выходил на след и загонял дичь – потоки! Я затаил дыхание и сделал оборот – О, ДУХИ ВОЗДУХА!!! В горле пересохло, я перестал дышать… Есть контакт! Падение замедлилось. Высота Стала и Мир Остановился! Плавный нолик за несколько оборотов удалось отцентровать до +0,5, а потом он стал единичкой! Да мне и +0,1 было бы вполне достаточно, ДУХИ! Вы слишком добры ко мне сегодня! Короче, заветную черту в 400 км, я пересек в плавном подъеме – подымаясь в сторону моря, которое было уже – рукой подать.


И снова прозвучало… Да, Да! И еще раз – ДААА!!! Вы угадали! То самое ВАУ, которое в этот день я кричал уже так много раз. Всю силу, оставшуюся в уставшем теле я вложил в это крайнее на сегодня ВВВВАААААУУУУУУ!!!!! ДАААА! Мы это сделали! ДДДААААА! Высоты было много и никто не оценил моих утробных криков, а жаль!


На высоте 1500 метров, я бросил поток и повернул на долёт – все равно – я в итоге шел с большим запасом. Подо мной лежал Бердянск и от края до края расстилалось Азовское море, до которого я так долго летел через тридевять земель!


В кармане стал трезвонить телефон – кто-то мне пытался дозвониться.


Подумал было сесть на Бердянскую косу, чтоб получилось 420 км, но не рискнул – устал, и не хотелось рисковать на посадке на незнакомую территорию. И правильно – бердянский пилот Женя сказал потом, что там – куча проводов. В итоге зашел на посадку на пляж между Бердянском и Новопетровкой. На ЖПСЕ – 413 км. Внизу – мягкий прибой и волны от берега. Была шальная мысль сесть на пляж, но развернулся против ветра и увидел цифру скорости, колеблющуюся от 1 до 5 км/ч – ветер под вечер снова усилился. Мне почему-то расхотелось садиться на пляж. Усталость. В итоге плавно и мягко опустился на травку в 200 метрах от моря. На земле – хорошо! Я устал – сильно устал, но это хорошо! Я долетел – вот оно МОРЕ… Мечта исполнилась – 400 км и Азовское Море!!!


Вынес крыло на проселочную дорогу. Стянул подвеску, куртку, ботинки и штаны – фуххх… И тут же зазвонил телефон – это звонил Коля. Потом еще кто-то звонил. Пока я собирал крыло все время кто-то звонил.


Набрал Сашу Летуна из Мариуполя – он радостно заволновался в трубку и пообещал, что его знакомый пилот Женя из Новопетровки меня найдет и вывезет. Они честно пытались меня уговорить денек поболтаться на море – но я в итоге не дался – завтра было бы неплохо быть на работе.


Неспеша собрал крыло в рюкзак и вышел на берег. Вот оно – мягкое Азовское море. Я щелкнул себя смартфоном и решил искупаться. Заходящее солнце золотило округу. Вода теплая мягкая. Напряжение медленно стало уходить. Я вылез из воды и огляделся. Рыбаки на катере и одинокие домики с двух сторон в 300 метрах по берегу. Я – тут… Странное чувство...


Сфоткал рюкзак, который победно валялся в лучах заходящего солнца. Закинул его на плечи, и пошел навстречу к Жене.
А дальше была череда приятных людей – пилот Женя, который подбросил меня до автовокзала в Бердянске. Автобус был битком, поэтому я махнул рукой и сел на такси до Мелитополя. Говорливый таксист Сережа сказал, что теперь он будет года два рассказывать всем о том, что он вез парапланериста, который пролетел 400 км от Харькова до Бердянска. Полтора часа до Мелитополя, и спустя полчаса я уже в вагоне поезда, который везет домой – в Харьков.


Думал, что вот пролечу 400 км и успокоюсь. Ан нет - лежа на полке поезда, я мысленно считал – сколько еще было километров в резерве. Утром можно было на 20-30 минут раньше взлететь, вечером – можно было (наверное) еще немного пролететь, если бы не море. Явно был задел на 450 км. А, если бы ветерок был бы еще немного сильнее – там уже и 500 км не за горами. Вот блин! 500 км?! Дык, это же рекорд мира, который только в Сахаре?! Под эту интересную мысль я и заснул… В английском языке – сон и мечта – одно и то же слово… Дриимз…


Мечты и сны сбываются…


Всем нам летной погоды и свершения мечт!!!

Ссылка на трек

Михаил "migg" Гончаров-Горянский

Обновлено (25.06.2013 09:28)