Летные места Азова

Расположение: Преимущественно вдоль северного побережья Азовского моря с наилучшим полетными профилями склонов между Бердянском и Мариуполем.
Протяженность склонов: 100 и более км.
Средний перепад высоты: 30-м.
Покрытие: Покрытие склона глиняное, на более пологих участках покрытое густой высокой травой, изредка встречается кустарник. Посадка - песок на пляже или ровное травянистое (континентальное) плато, практически, по всей длине. Подъем на верх с пляжа возможен по тропинкам и ступенькам, которые встречаются примерно через каждые 200-700 метров.
Погодные условия: Классический бриз .
Основные направления склонов: Преимущественное направление от востока до юга. Однако имеются и все остальные направления на расстоянии не более 20 км от Бердянска или Мариуполя и расположенные в континентальной зоне.
Доступность: Автотранспортом, любым видом. До участка Полигон ехать по трассе Бердянск-Мариуполь и повернуть к морю на повороте в Новопетровку и дальше вдоль берега. До дельтапланерного участка ехать на 14 км дальше, по той же трассе и повернуть к морю по любой доступной грунтовке. До Комсомольского пляжа ехать от Мариуполя на Бердянск (километров 10), а там лучше спросить, где повернуть к морю (там везде асфальт).
Описание: Собственно, конкретным летным местом это назвать трудно ввиду его большой протяженности. Практически, где бы вы ни подъехали к берегу Азовского моря на промежутке между Бердянском и Мариуполем, да и дальше, на северо-восток или юго-запад вдоль побережья, везде можно обнаружить однотипные условия для полетов и отдыха. Отличия могут заключаться в высоте склона, что не так критично для полетов, поскольку даже небольшие береговые откосы высотой 7-10 метров уверенно держат парапланы класса стандарт на высоте нескольких метров и в протяженности непрерывных участков склона. Ширина пляжа может меняться, но, практически, нигде не бывает менее 10 метров, что вполне достаточно для посадки пилота парапланериста с самой низкой квалификацией.
Стоит отметить, что для начального обучения береговые склоны не годятся по двум причинам. Первая - это несколько затрудненный старт из-за обрывистой верхней части склона высота которой меняется от 0 до 15 метров в разных местах. Однако, пилот прошедий хотя бы начальное обучение (в более пригодных для этого местах) в состоянии стартовать после нескольких попыток подъема купола. И второй причиной - является то, что с берегового склона нельзя производить полеты по прямой, поскольку точка посадки находится уже на поверхности воды, и для посадки на пляж нужно всегда совершать поворот на 90 и более градусов.
Отдельно, хочется сказать по поводу полетов на дельтапланах. Здесь они также возможны, но удобных мест для этого меньше и требования к пилотам выше (от 2 разряда, хотя есть участки по несколько километров с перепадом более 50 метров и при этом широким (до 30-40 м) пляжем для посадки внизу и открытой без лесополок и препятствий местностью для посадок наверху.

Для базовой стоянки вполне подходит участок склона примерно в 15 км от Бердянска в сторону Мариуполя. Так называемый район бывшего зенитного полигона (в дальнейшем просто - Полигон) Средний перепад высоты здесь 30 метров, что позволяет гарантированно удерживаться над ним на параплане начиная со скорости ветра 4 м/с. При ветре 5 и более м/с высота полета в зависимости от солнечного прогрева может составлять от 20 до 50 метров. Это позволяет уходить в море на 100-200 метров с небольшим снижением 0-0,5 м/с и последующим возвращением в динамический поток склона. На снимках слева и справа - виды в направлениях на Бердянск и на Мариуполь, соответственно.
Полеты на параплане очень комфортны при силе ветра от 5 до 8 м/с. При более сильном ветре (до 10 м/с) полеты возможны, но для достаточно опытных пилотов, из-за повышенной турбулентности на старте и на посадке на плато.

Еще одно легкодоступное сходное с Полигоном место для базовой стоянки находится в 10 км от Мариуполя в сторону Бердянска и называется на местном диалекте: Комсомольский пляж. В силу его близкого расположения к городу оно более людное, со всеми вытекающими последствиями, хотя это может быть и плюсом для тех, кто любит зрителей.

Но где бы вы ни решили остановиться, вас ожидают прекрасные прогулочные полеты, без болтанки и в непосредственнов контакте с окружающим миром, визжащими девчонками на диких пляжах и Кока-Колой, которую можно потреблять прямо в воздухе.

Внимание дельтапланеристов может привлечь участок берега расположенный в 30 км от Бердянска, за Полигоном. Перепад высоты здесь достигает 50 и метров и выше, а склон более пологий с широким пляжем. Это место стоит того, чтобы полетать над ним на дельте, и удивительно почему оно до сих пор не облетано жесткокрылами. Здесь вполне можно проводить летные сборы для пилотов 3-го и 2-го разряда, но учлетам сюда рановато.
Этот участок еще интересен и тем, что он уже генерирует довольно мягкие и временами достаточно широкие термические потоки, поскольку ширины склона и пляжа уже достаточно для нагревании значительной массы воздуха. И здесь возможны большие наборы и улеты, в сторону континента.

Как можно в конце почеркнуть, уникальность полетов здесь в том, что от базового лагеря (и места старта, соответственно) до кромки воды самого теплого украинского моря, просто, рукой подать (сравните с г.Клементьева). Нельзя не отметить, также, что пляжи и само море здесь довольно чистые, а купающиеся и приезжие практически отсутствуют, ввиду тех же самых обрывов, на которые им лень подниматься или спускаться. Но вам то, ведь, не привыкать!?. Встретить здесь можно лишь редких любителей палаточной жизни и местных рыбаков. Да, такие места еще есть!
Кстати, о рыбалке! Азовское море, до сих пор, гарантирует рыболову-любителю, имеющему резиновую лодку, каждодневный улов бычков от 2 кг и более. В совокупности, все эти мелочи делают время свободное от полетов неимоверно приятным и полезным для здоровья.

Обновлено (09.02.2012 11:11)

 
Отдельно хочется добавить про условия старта и посадки. Обрывистый край создает сильно затененную от ветра зону на расстоянии до 50 метров и зону повышенной турбулентности на расстоянии до 200-300 метров от края обрыва. Но проблема не слишком велика. Опытному пилоту не составит труда поднять купол на расстоянии 15-30 метров от края и пройти с ним (уже поднятым) до обрыва. Отрыв от земли при этом часто происходит еще за 3-7 метров до обрыва (если ветер превышает 5 м/с). Для пилотов со слабой подготовкой рекомендуется присмотреть более удобное место, а именно: напротив или рядом с небольшой ложбиной. Имеются короткие (10-15 метров) участки без обрывов, с крутым склоном 40-50° , где можно выложить купол чуть ниже кромки и стартовать прямо в динамическом потоке. В общем, мест для старта там множество, и стартовать смогут все.
Посадка на верху очень комфортна. Однако выбирать для этого желательно открытые участки и не залетать за лесополку растущую на краю. Для простоты можно определить, что место старта, обычно подходит и для посадки (напротив оврага или просто проема в 20 и более метров между деревьями). Там же, где наверху растительность отсутствует, посадка комфортна в любом месте, начиная от самого края обрыва и дальше. Можно быть спокойным. Сам обрыв не генерирует опасную для парапланов турбулентность при ветре до 8 м/с).
Участок Полигон удобен и для полетов и для стоянки поскольку здесь довольно удобные спуски к морю, а на верху имеется посадка из дикой абрикосы, с высокой травой, в которой удобно разбить лагерь и обеспечить себе тень. Кроме того, размещение лагеря вблизи обрыва защищает палатки от сильных ветров с моря.Даже при ветре с моря 18-20 м/с порывы ветра в районе лагеря не будут превышать 7-8 м/с и дополнительные меры не понадобятся

На участке Полигон довольно просто проходится 16-ти километровый отрезок. Здесь необходимо перепрыгнуть лишь две небольшие долинки шириной 100-200 метров и склоном высотой 5-7 метров на подходе к ним. Этот маршрут проходится в обеих направлениях при юго-восточном ветре. Такая прогулка (более 30 км туда и назад) занимает от полутора до двух часов, в зависимости от погоды. Возможно прохождение и гораздо больших маршрутов, но погоду для этого нужно подбирать более тщательно.
При отсутствии погодных фронтов погода формируется достаточно стабильно. Ветер в течение суток ходит по кругу, как описано во многих классических источниках. Утром он начинается на северо-востоке или востоке и дует вдоль берега постепенно усиливаясь и доворачивая по часовой стрелке до юго-востока и юга. Таким образом, делая средину дня наиболее выгодной для совершения дальних полетов, поскольку днем ветер в течение 2 - 8 часов дует прямо на склон, создавая непрерывный динамический поток. Вечером ветер стихает и уходит все больше на запад, за солнцем, и ночью дует с севера, т.е. с суши на море, а с утра все повторяется...
Для совершения дальних перелетов необходимо учитывать этот ход ветра, поскольку береговая линия виляет и склон на разных участках смотрит в разных направлениях (от востока до юга), что делает некоторые участки непроходимыми в разное время дня. Но все это недолжно смущать любителей рекордов поскольку само это место - уже рекорд по количеству гарантированных летных дней. В летние месяцы их число может составлять до 80% от общего количества!