устройство, при помощи которого пилот способен уменьшать угол атакикрыла, в результате чего возрастает горизонтальная скорость параплана и увеличивается скорость его снижения. Обычно состоит из проводки акселератора, которая через систему блочков соединяет акселераторные узлы на свободных концах с планкой акселератора, на которую пилот воздействует ногами в полете, приводя тем самым устройство в действие.
величина, показывающая во сколько раз подъемная сила больше, чем сила сопротивления воздуха; отношение пройденного расстояния к потерянной при этом высоте.
Бабочка
подворот центральной части передней кромки крыла, в результате которого, центроплан приобретает меньшую скорость, чем консоли, которые обгоняют центроплан и сходятся вместе, а крыло приобретает форму подковы. Режим может применяться как средство сброса высоты или акро-элемент.
База
высота нижней границы образования облаков.
Большие уши
режим полета с симметрично сложенными ушами. Применяется для увеличения скорости снижения и, на некоторых парапланах, для увеличения горизонтальной скорости, за счет уменьшения несущей площади крыла.
прибор для измерения скороподъемности. Парапланерный вариометр обычно совмещен с альтиметром, а иногда и GPS-навигатором и снабжен системой звукового оповещения.
от англ. wing over - "над крылом". Поочередная смена крутых поворотов в противоположные стороны; Пилотажный элемент, заключающийся в поочередной смене разнонаправленных виражей, в котором в каждом последующем вираже используется маятниковая энергия предыдущего виража, а параплан дополнительно "подгружается" за счет возникающей в вираже центробежной силы, благодаря чему возможны большие углы крена параплана(90 и более градусов). Применяется как средство экстренного сброса высоты, а так же как акро-элемент.
Вираж
энергичный поворот параплана.
Воздухозаборник
отверстие в передней кромке крыла, служащее для его наполнения набегающим потоком воздуха.
Воздушная акробатика
разновидность полетов, выполнение элементов сложного и высшего пилотажа.
Воздушная скорость
скорость летательного аппарата относительно воздуха.
пилотажный элемент, последовательность плоских поворотов в противоположные стороны, применяемый для обработки узких восходящих потоков в непосредственной близости к склону.
Галстук
устойчивое запутывание части крыла в стропах; перехлест крыла стропами.
Галстучная стропа
обычно крайняя(внешняя) стропа b-ряда, выходящая на ухо, применяемая для распутывания галстука.
Генератор потока
участок земной поверхности, нагревающий воздух над ним.
Глубокая спираль
спираль, в которой возникает большая скорость снижения(до 20 и более м/с), сопровождающаяся значительными перегрузками(до 3,5 и более g), обычно характерная ориентацией крылавоздухозаборниками вниз. Применяется как средство экстренного сброса высоты.
Глубокий срыв потока
срыв потока, при котором крыло, сохраняя нормальную форму, теряет горизонтальную скорость и набирает вертикальную, переходя в режим парашютирования.
Горка
пилотажный элемент, представляющий собой кратковременный набор высоты парапланом с последующим снижением и возвращением в нормальный полет.
конструктивный элемент крыла параплана, соединяющий нервюры по диагонали, призванный сохранять профиль крыла при использовании в конструкции редкого стропления.
параплан сертифицированный по системе AFNOR в классе Competition; жарг. Очень требовательный к пилоту параплан, предназначенный для спортсменов, выступающих на соревнованиях высокого уровня.
Конвергенция
восходящие потоки воздуха, образующиеся при столкновении воздушных масс.
внештатный режим полета, характерный срывом потока на одной из консолей, при котором сорванная консоль движется назад, а другая продолжает двигаться прямо, в результате чего происходит вращение параплана. При этом пилота вращает спиной вперед(негативно), а ось вращения проходит приблизительно через центр крыла. Аналогичен штопору самолета.
парамотор, смонтированный на колесном или лыжном шасси.
Парамотор
силовая винтомоторная установка, предназначенная для полетов на параплане.
Парашютирование
режим, в котором крыло, сохраняя форму, близкую к нормальной, имеет повышенную скорость снижения(до 12 м/с) и горизонтальную скорость, меньшую минимальной воздушной скорости данного крыла.
выравнивание, торможение при посадке; срыв потока, преднамеренно выполняемый на приземлении в непосредственной близости с землей, предназначенный для гашения горизонтальной и вертикальной скорости.
ремни(ленты) свободных концов, к которым крепятся ряды стропления параплана. Нумеруются буквами латинского алфавита начиная с передней кромки крыла: a-ряд, b-ряд, c-ряд и т.д.
САТ(СЭТ)
акро-элемент, представляющий собой спираль с большим углом крена и осью вращения, проходящей между пилотом и крылом, в которой пилот вращается спиной вперед(негативно).
система ремней(лент), к которым крепятся стропы параплана, служащая для соединения параплана с подвесной системой. Обычно бывают трех- или четырехрядными - по количеству рядов строп.
участок земной поверхности, линия контраста, препятствие или особая форма рельефа, провоцирующие отрыв нагретого воздуха от земли(сход термического потока); место схода термического потока.
Триммер
устройство увеличения установочного угла атакикрыла; минус-триммер - устройство уменьшения установочного угла атакикрыла; триммер смешанного типа служит как для увеличения, так и для уменьшения установочного угла атакикрыла.